Мониторинг транспорта посредством спутников – это система с полнофункциональным комплексом бортовых контроллеров и специализированного программного обеспечения, созданного для выполнения контроля за перемещением транспортных средств и прочих двигающихся объектов при помощи спутниковой навигации GPS или ГЛОНАСС.
Спутниковый мониторинг можно разделить на два подвида:
Современная система мониторинга автотранспорта обеспечивает не только контроль расхода топлива автомобиля, но и GPS слежение за транспортом в целом. Будь то автобус, легковой или грузовой автомобиль или даже трактор, вся необходимая информация о состоянии транспортного средства передается на пульт диспетчера. Поэтому в случае возникновения нештатной ситуации, диспетчер может оперативно разрешить проблему. А при необходимости даже связаться с водителем или заблокировать двигатель.
Многие недобросовестные водители очень часто сливают ГСМ, а потом просто подкручивают показания датчиков. Установка систем мониторинга транспорта сразу же сообщит о таких несанкционированных действиях. Кроме того, программа предполагает контроль слива топлива, слежение за транспортом во время движения и простоя.
Навигационные системы позволяют обычным автолюбителям быть в курсе нахождения своей машины и не беспокоиться о возможности ее похищения. А если такое и случиться, то найти автомобиль не составит никакого труда.
Одна из основных областей использования технологий ГЛОНАСС и GPS является транспорт. Такие системы мониторинга на базе спутниковой навигации позволяют транспортным компаниям снизить финансовые затраты на транспортировку грузов и перевозку людей, оптимизировать логистику, экономить топливо, уменьшить выбросы газов в атмосферу, что в целом дает существенный экономический эффект.
Положительная практика использования навигационного и дополнительного видов оборудования (расходомер топлива и прочие датчики механизмов транспортного средства) позволяет утверждать, что окупаются такие системы мониторинга и слежения за транспортом менее, чем за год. Стоит заметить, что это не только спутниковая система контроля транспорта, это еще и повышение дисциплины на предприятии в целом.
ГЛОНАСС, российская альтернатива американской GPS, на практике имеет весомое преимущество. Если говорить только об одной навигационной системе (либо GPS, либо ГЛОНАСС), то в условиях города с учетом узких улиц и высотных зданий даже при исправном оборудовании возможна потеря сигнала, поскольку для успешного навигационного определения координат необходим сигнал, как минимум, от 4 спутников. А при городской застройке участок «чистого» неба весьма ограничен. Такая же ситуация складывается и в условиях сильнопересеченной местности (лесные массивы, горы, ущелья).
Хорошим вариантом в данных условиях является двухсистемные приемники GPS/ГЛОНАСС. Такое оборудование практически всегда удваивает число одновременно доступных спутников, поэтому потери сигнала происходят крайне редко. Это отличная система слежения за автомобилем. Если учитывать орбитальное построение группировок, то сигнал ГЛОНАСС лучше в высоких широтах, а сигнал GPS – в приэкваториальных.
Экономический эффект от использования систем GPS/ГЛОНАСС таков: